Компании: | 9 108 |
Товары и услуги: | 6 697 |
Статьи и публикации: | 433 |
Тендеры и вакансии: | 142 |
В конце прошлого года был принят целый ряд законов, так называемый "пенсионный пакет" законов. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ выделяет 8 таких законов (http://www.pfrf.ru/paketzak/), но хотелось бы обратить внимание на один из них, который и увеличивает штрафы за нарушение законодательства о труде и об охране труда, называется он Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
В этом 421-ФЗ есть статья 11, которая начинается словами «Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения». Однако прежде, чем говорить об изменениях, давайте вспомним, какие штрафы существуют сейчас. Сейчас в КоАП существует одна единственная статья 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и по этой статье предусмотрены следующие штрафы (санкции)
должностное лицо (ДЛ) 1 -5 т.р.,
лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП) – 1-5 т.р. или приостановление деятельности (ПР) – 90 суток,
юридическое лицо (ЮЛ) – 30-50 т.р или ПР- 90 суток
За повторные нарушения страдает ДЛ дисквалификацией (дискв) – 1-3 года.
Такая вот административная ответственность существует сейчас. Штрафы, если сравнить с пожарными или Ростехнадзором (минимум 150 и 200 т.р. на ЮЛ соответственно) небольшие. Как мы видим, имеется некоторая несоразмерность в суммах штрафов и это решено исправить. Как это делается с помощью статьи 11 421-ФЗ? Достаточно просто.
Во-первых, существующая статья 5.27 КоАП переименовывается и звучит ее название «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» и количество частей в ней увеличивается до 5 (пяти). Становиться интереснее? Читаем закон дальше.
Итак,
ч.1 - Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП влечет предупреждение или наложение административного штрафа на ДЛ – 1-5 т.р., ИП – 1-5 т.р. и ЮЛ – 30-50 т.р.
Обратите внимание, что по санкциям, эта часть практически повторяет ч.1 существующей статьи без дисквалификации и приостановки и есть предупреждение. Даже стала мягче, но продолжаем изучение документа
ч.2 - Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) влечет наложение штрафа на граждан 3-5 т.р, на ДЛ – 10-20 т.р.
Достаточно интересная часть статьи, в которой нет ни ИП, ни ЮЛ, т.е. нет работодателя. Здесь, видимо рассматривается такая ситуация. Прораб Вася, с которым заключен трудовой договор, приводит на стройку работников типа Равшана и Джамшута, которые работают вместе (вместо) с бригадой Васи. Все договоренности устные, эти люди на стройке как бы есть и их как бы нет, а директор Васи их не видит, не знает и соответственно валит все на Васю, которому и грозит штраф. Будут ли применены какие-то санкции непосредственно к работодателю, если он вдруг начнет защищать Васю и признает трудовые отношения с Равшаном и Джамшутом? Изучаем статью дальше.
ч. 3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем влечет наложение штрафа на ДЛ – 10-20 т.р., ИП – 5-10 т.р., ЮЛ – 50-100 т.р.
Как мы с вами видим, санкции к работодателю или его уполномоченному лицу уже более жесткие. Рассмотрев первые 3 части новой статьи 5.27 КоАП мы нигде не обнаружили санкций для лиц, ранее подвергнутых к ответственности за аналогичное правонарушение, т.к. эти санкции приведены в ч. 4 и 5.
ч. 4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на
ДЛ – 10-20 т.р или дискв. 1-3 года
ИП – 10-20 т.р.
ЮЛ – 50-70 т.р.
ч. 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение штрафа на
граждан 5 т.р., ДЛ – дискв. 1-3 года, ИП – 30-40 т.р., ЮЛ – 100-200 т.р.
Как мы с вами видим, суммы штрафом изменились и достаточно существенно. В денежном выражении при первой проверке Государственной инспекцией труда размеров штрафов может быть для
граждан – 3-5 т., ДЛ 21-45 т.р, ИП – 6-15; ЮЛ 80-150 т.р. и эти суммы набегают без учета охраны труда, как вы заметили, словосочетание охрана труда не встречается даже в названии новой статьи. Неужели забыли про охрану труда? Ни в коем случае не забыли, зря, что ли принимали целый пакет законов и в том числе (ну как его не упомянуть) Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Однако, вернемся к статье 11 421-ФЗ.
Во-вторых, данная статья 11 добавляет в КоАП новую статью 5.27.1, которая называется «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации» и эта статья тоже содержит 5(пять) частей, но разбор новой, пока еще не действующей статьи КоАП продолжим позже.
Благодарю за внимание.